«След Солженицына». Статья в газете «Коммунист Крыма»

rabotu_illystratira_andre_carrilho_cv_readmas.ru_07Страна уверенно приближается к 100-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, воистину круто изменившую как судьбу России, так и всего мира. И чем ближе дата, тем все сильнее слышен голос антисоветизма и антикоммунизма. И надо заметить, что голос этот все чаще исходит из недр нашего либерального правительства. Вот скоро в Москве с одобрения правительства появится памятник жертвам политических репрессий. Правительство же приняло решение о подготовке и праздновании на государственном уровне 100-летнего юбилея Солженицына. Складывается впечатление, что все важнейшие политические события в России, в том числе и события Октября 1917 года, мы должны рассматривать сквозь призму «Красного колеса» того же Солженицына. По замыслу либералов, Солженицын и его «исторические» творения отныне должны стать главным компасом, основным первоисточником в интерпретации всей советской истории. То есть Солженицын отныне объявляется истинным носителем исторической правды и только по нему можно и нужно сверять исторические часы. Так ли это? Давайте разберемся.

Все чаще и чаще через СМИ, в том числе и через телевидение, обществу навязывается мнение о большевистском перевороте 25 октября (7 ноября) 1917 года как о роковом акте уничтожения русского государства, который, в свою очередь, привел к многообразным тяжелейшим последствиям, начиная с распада страны и заканчивая развязыванием большевиками гражданской войны. Все это солженицывщина, или, вернее сказать, интерпретация нашей истории Солженицыным, в свое время надергавшего цитаты из мемуаров бежавших из России белых генералов и неудачных политиканов февраля 1917 года.

Один из свидетелей, переживших эпоху революции в России, с горечью писал: «История русской революции уже имеет очень богатую литературу. В будущем эта литература станет еще богаче – по преимуществу количественно. Очень мало вероятно, что будущие историки поймут эту революцию лучше, чем понимаем ее мы. За будущими историками, правда, останется, так сказать, последнее слово – мы к тому времени будем уже молчать. Но у них не будет непосредственного ощущения событий. Отсутствие этого ощущения будет с лихвой компенсировано множественностью подробностей и теорий. Будущие историки точно установят цвет юбки, в которой Александр Федорович Керенский бежал проливать свою знаменитую «последнюю каплю крови». Исторический спор между П.Н.Милюковым и В. А. Маклаковым относительно роли правого крыла и центра конституционно-демократической партии (кадеты) вероятно, будет решен. Будет составлен подробнейший каталог всех деятелей и недеятелей революции. Будут написаны десятки тысяч томов бумажного вздора, за которыми бесследно пропадет и непосредственное ощущение революции, и ее основные стержни».34342-53432и-4

Да, недостатка в литературе о тех событиях мы сегодня не испытываем. В нашем распоряжении не только исследования о революции советских ученых, но и зарубежных исследователей. К тому же, полным ходом по заказу нынешнего либерального правительства издаются (или переиздаются) мемуары белых генералов и политических деятелей того времени, оказавшихся за пределами нашей Родины. Проводятся всевозможные «круглые столы» и научные конференции, героизирующие преимущественно политических деятелей февраля 1917 года и белогвардейцев.

Так, например, совсем недавно (10-12 сентября) в Севастополе прошла международная научно-просветительская конференция «Крымский пролог: исход на чужбину русской армии, флота и гражданских беженцев осенью 1920 года», организованная либералом, по совместительству председателем Российского военно-истрического общества, министром культуры РФ В.Р. Мединским (это тот самый Мединский, который ратует за вынос Ленина из Мавзолея и разрушение Кремлевского некрополя). Уже по названию конференции можно судить, о чем там будет идти речь. Да и состав участников конференции тому яркое подтверждение – князья, всевозможные ревнители, атаманы и примкнувшие к ним отечественные либеральные архивисты и приват-доценты. Вся эта «просветительская конференция» проходила в городе-герое под неусыпным идейным контролем руководства Дома русского зарубежья в Москве имени Солженицына.

С точки зрения историографии прошедшая конференция мало дала что-то нового для понимания той революционной эпохи. Зато в духе либерализма шло проклятие в адрес большевиков и советской власти. Все как по Солженицыну. След и дух Солженицына были налицо. Чего только стоят названия докладов: «Революция и исход», «Монархическая идея в белом движении», «Воззвание большевиков к Русской армии Врангеля как пролог красного террора в Крыму»… И, конечно, доклад директора Дома русского зарубежья имени Солженицына В.А. Москвина «Возвращение памяти: к 20-летию Дома русского зарубежья имени Солженицына».

Вот и оказывается, что до Солженицына мы в Советском Союзе жили без памяти. А вот появился Солженицын с надерганными цитатами из белогвардейцев, и память восстановилась. Так и хочется ответить всем либеральным приват-доцентам: ваш Солженицын разбирается в красных так же, как Троцкий в товарище Сталине.

К счастью, история тогда пошла не по Троцкому, а уж тем более, не по Солженицыну. Она пошла по Ленину, а затем и по Сталину. Почему так случилось, мы расскажем в следующем номере.

По страницам газеты «Коммунист Крыма»,
Валерий ЛАВРОВ,
кандидат филологических наук,
Заслуженный работник
образования АРК, лауреат премий Крыма