Валерий Лавров: «Надо определить государственный статус учителя»

17 июня 2018 года состоятся дополнительные выборы в Государственный Совет Республики Крым первого созыва по Нижнегорско-Советскому одномандатному избирательному округу №17. Наш корреспондент встретился с кандидатом от КПРФ Валерием Лавровым.

− Валерий Васильевич, совсем недавно всю Ялту взбудоражила новость об
увольнении учителя географии Юрия Монастырева по собственному желанию. Эту новость обсуждают все учительство нашей республики. И многие учителя, как выясняется из интернет-среды, −на стороне своего коллеги. Как вы бы прокомментировали поступок ялтинского учителя.
− Я полностью на стороне Юрия Монастырева. Принятое им решение, конечно
же, явно крайнее. С другой стороны, это решение обосновано и мотивировано. Я
давно уже пропагандирую, что современное российское образование необходимо освободить от выполнения не свойственных ему функций. Во-первых, вся хозяйственная деятельность должна перейти из органов образования в другие исполнительные институты. В нынешних реалиях руководитель учебного заведения больше занят решением хозяйственных вопросов, в том числе и строительно-ремонтных, нежели организацией самого учебного процесса. Школа должна заниматься образованием и воспитанием детей. Все остальное − не ее заботы.
Одна из серьезных проблем современной российской школы − это та, по причине которой и уволился ялтинский учитель. Речь идет о бесконечном «бумажном вале», который организован вышестоящими исполнительными и надзирающими органами. Один мой знакомый директор школы говорил, что еще несколько лет тому назад ему на школу хватало две пачки бумаг на месяц, а сегодня порой и сто пачек не хватает. Сегодня учитель — не творческая личность, а мелкий «письмоводитель», удовлетворяющий прихоти современного бюрократа от образования.
Скажите, пожалуйста: а когда им готовиться к урокам, а когда заняться самоподготовкой, а когда сходить в театр и т.  д.? Современный учитель перестал общаться с учащимися, глубоко вникать в детскую душу, говорить с
родителями. Школа становится бюрократическим заведением, напоминающим
гоголевские и щедринские времена. Многие учителя не выдерживают этого бюрократического натиска и увольняются. Случай с Юрием Монастыревым из Ялты
— в этом ряду.
− Наверное, и молодые специалисты не спешат идти работать в школу?
− Да, к сожалению, это так. К тому же и наши высшие учебные заведения, готовящие педагогические кадры, ищут разные уловки, чтобы не направлять своих выпускников в школы. Так, например, Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в дипломах своих выпускников не указывает, что тот или иной выпускник является преподавателем географии или химии и т. д., а
записывает: «Географ», «Математик», «Биолог» и т. д. С такой записью в дипломе не
одно общеобразовательное учебное заведение не может принять на работу. А ведь
именно это высшее учебное заведение готовило, в первую очередь, специалистов
для школ нашей республики.
Вторая проблема — это изначально низкая ставка для начинающего учителя. Молодой специалист, придя в школу, получает в два раза меньше, нежели учитель со стажем. Более того, молодой специалист, попадающий в сельскую школу, не имеет никаких социальных льгот, которые были предусмотрены в советское время. Если мы не решим эти вопросы, то буквально в ближайшее будущее школы не будут подпитаны
молодыми кадрами. Любая общеобразовательная школа полнокровно может действовать, если ее коллектив состоит из трех поколений. Наши сельские школы этим похвастаться не могут.
− Валерий Васильевич, бюрократия, бумаготворчество, нежелание молодых
специалистов спешить в школы, характерны не только для общеобразовательных учреждений, но и для медицины, культуры и т. д.
− Да, вы правы, перечисленные вами хронические социальные заболевания общества присущи и медицине, и культуре, и физкультуре и далее по списку. Врач в упор не видит своего пациента, ибо вынужден заполнять километровые бумаги, руководитель творческого кружка в каком-нибудь Доме культуры также заполняет требуемые сверху бумаги, оставляя на репетицию четверть своего рабочего времени. В этих
отраслях те же проблемы, как и в образовании — выполнение не свойственных
им функций (хозяйственная и ремонтно-строительная деятельность), низкие заработные платы, нежелание молодых специалистов пополнять ряды медиков, руководителей спортивных и художественных секций.
− Какие вы предлагаете меры, чтобы исправить ситуацию в этих отраслях?
− Позволю себе перефразировать слова В.И. Ленина: «Не сметь командовать учителем!». Оставить школу для учителей и учеников, больницу для врачей и пациентов, Дома культуры для творческих личностей, библиотеки для читателей. Пока мы не определим государственный статус учителя, врача и работника культуры, мы так и останемся в бюрократическом болоте, где в скором времени некому будет учить и лечить. Вторая задача, которую необходимо решить, — обеспечение достойной заработной платой учителей, врачей и всех работников культуры.
− Спасибо за беседу. Желаю вам успехов.
− Благодарю вас.

Беседовала
Алена Гуляйченко