www.revanger.com www.erguvanhaber.com www.erzurumozelders.com www.tekirdagtabldot.com www.gebzesaadet.com www.balikesiryenihaber.com www.ucanbalonmugla.com www.aymaras.com www.buyukorduhaber.com www.ambushm.com www.trabzonpostasi.com www.yalovaradyotv.com www.internetedirne.com www.duzcepark.com www.butuncanakkale.com www.ssgolfhotel.com www.ispartaradyonet.com www.tokathaberi.com www.tokathabersitesi.com www.escortlarrize.net www.sivashbr.net www.sivashaberci.com www.manisaotolastik.com www.yeniyasamgorukle.com www.alanyamado.com www.manavgatx.com

195 лет назад, 10 декабря 1821 года, в городе Немирове Подольской губернии родился Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, один из предвестников нашей революции

Буржуазная Россия старательно забывает Некрасова. Его идеи (как и идеи нескольких поколений русских революционеров, предвестников Октября) объявили утопическими и вредными. Объявили огульно, не утруждаясь доказательствами. Хозяева жизни пытаются законсервировать постыдное, тупиковое положение дел. Только бы не допустить возрождения революционной мысли!..

В РУССКУЮ ПОЭЗИЮ Некрасов привнес новые мотивы. Это и сюжетная повествовательность, похожая на прозу, но заряженная поэтической энергией. Это яростная гражданственность — на грани публицистики, сатира, которая и сегодня воспринимается как злоба дня. Это фольклорные мотивы, в понимании которых у Некрасова не было равных. Не случайно песни на стихи Некрасова стали истинно народными.

Никто, кроме А.С. Пушкина, не повлиял на поэзию столь плодотворно. Некрасовская линия продолжается и в наши дни. Сегодня не меньше обездоленных, чем полтора века назад. Мы подчас и не вспоминаем Николая Алексеевича, когда напеваем: «Было двенадцать разбойников, был Кудеяр атаман…» или «Ой, полна, полна коробушка, есть и ситцы и парча…» В этих песнях — глубинное понимание русской судьбы. То, что нас сплачивает и объединяет на душевном уровне.

Но в этот день рождения Некрасова мне особо хотелось бы остановится на его революционных мотивах. О них умалчивают и в школе, и в центральных СМИ. А ведь с каждым годом, например, поэма «Кому на Руси жить хорошо» становится все актуальнее. Даже в мелочах!

***

Некрасова стараются опошлить. Одна из книг, появившихся в последнее время, называется просто бесстыдно: «Мой любовник Николай Некрасов». Так по-пиратски назвали мемуары Авдотьи Панаевой, в которых на самом деле о личной жизни рассказано с тактом, без сенсационных подробностей.

Некрасова — защитника обездоленных, борца за народное просвещение, противника буржуазных ценностей — побаиваются. И есть за что.

Близкий к ведомству Бенкендорфа Фаддей Булгарин называл Некрасова «самым отчаянным коммунистом», а Владимир Ильич Ленин, с детства любивший некрасовские стихи, — «старым русским демократом».

Что это означает? В первую очередь — неравнодушие к общественной жизни. Несогласие с закостеневшими предрассудками. Вера в то, что просвещение и воспитание могут улучшить человека, а через человека — и общество. В последние годы из нас вышибают эту веру. А что приходит вместо нее? Апатия. Цинизм. Круговая порука воровства. Тут уж действительно не до прогресса. Что предлагали консерваторы в XIX веке и что они пытаются внедрить в сознание сегодня? Примерно такую картину мира: власть богатых и родовитых установлена по божьему благословению.

А Некрасов верил, что Россия

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Все будущие революционные поэты учились у Некрасова. В том числе — Леонид Радин, создавший одну из главных песен Великого Октября:

Смело, товарищи, в ногу!

Духом окрепнув в борьбе,

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе.

Узнаваемый некрасовский мотив!

Он верил в народ. Верил, что просвещение превратит русский народ в такую творческую силу, с которой ничто не сравнится. Но сусальных восторгов в его стихах нет, только сочувствие и вера в прогресс. По нынешним временам — крамола. Чему сегодня учат школьников? Смирись, знай свой шесток, служи хозяевам, корпорациям, государству, которое тоже устроено для блага этих же хозяев. То есть нынешнее государство воспитывает бурлаков. Общенародного согласия нет. Хозяева жизни сознательно провоцируют межнациональную рознь. Но по-прежнему с надеждой звучат строки из некрасовского «Школьника». Быть может, это последняя наша надежда:

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь.

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай.

Это необходимо на все времена. Что может быть важнее и чище веры в просвещение? И, когда нам трудно, в минуты слабости, когда мы близки к отчаянию, Некрасов поддержит нас как никто. Некрасов — это вера в революционный прогресс, преображающий не только быт, но и ум человека. Он атаковал предрассудки, разрушал стереотипы, многие из которых в последние годы в нашей стране снова встали на пути прогресса. Это — отношение к массовому образованию (дескать, без него проживем), к крестьянскому большинству и вообще к людям труда (их считали и опять считают серой массой), к женщине. Некрасов воспел подвиг жен декабристов, воспел русскую женщину, которая «коня на скаку остановит» — и это не просто поэтический образ, это революционный мотив! Разве не угнетали веками этих «женщин в русских селеньях»?

И при жизни, и после смерти Некрасова часто укоряли, что он, призывая к революции, сам жил как барин. Обладая острым практическим умом, он умел получать прибыль и от литературных предприятий, и от карточной игры, в которой был асом. Да, он не был монахом от литературы. Страстно увлекался и картами, и охотой. Был удачлив. Но в юности, лишившись поддержки отца, он узнал, как зарабатывать себе на хлеб по-пролетарски — физическим трудом, репетиторством, газетной поденщиной. Работал неутомимо, не по-барски. Он имел право сказать о себе: «И червонцы твои не украдены \\ У сирот безутешных и вдов». Главное, Некрасов не был лицемером. Крестьянам он помогал не только словом. При этом поэт бунтовал против несправедливого устройства жизни, против неправедного классового расслоения. Власти боялись массового просвещения, а Некрасов требовал его страстно и последовательно.

Эпоха Некрасова во многом напоминает наше время. Французскую, а во многом и российскую политику того времени принято связывать с таким понятием, как бонапартизм. То есть это была диктатура богачей, которые манипулировали общественным сознанием, играя на патриотических струнках. «Казна надежней цепи», — писал Некрасов. Она умела дурачить публику и устраивать пышные зрелища. Она любила безграничную роскошь во всем. И, конечно, то было золотое время для коррупции. Некрасов этот дух выразил на редкость колоритно и беспощадно.

Бонапартизм торжествует у нас и ныне — практически повсеместно. И многие стихи того давнего времени написаны как будто вчера!

В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная война,

А там, во глубине России, —

Там вековая тишина.

Лишь ветер не дает покою

Вершинам придорожных ив,

И выгибаются дугою,

Целуясь с матерью землею,

Колосья бесконечных нив…

Тогда, 160 лет назад, цензура не пропустила это стихотворение. Некрасов не верил в «словесную войну» современных ему реформаторов. Ведь они не помышляли о главном — о всеобщем равенстве, о народовластии, о народной собственности на богатства земли. В те времена политический театр процветал в салонах, ну а в наше время — в телевизионных шоу. А трудовая Россия — где-то в стороне от этого бурного пира. Некрасов умел приглядеться к тем, кто далек от столичных паркетов, от вершителей судеб и властей предержащих. Он сопереживал их трагедиям — бурлаков, крестьян, рабочих… Самым незащищенным. И Некрасов понимал, что счастье единиц невозможно без счастья миллионов. Всенародного братства в дореволюционной России не было: благополучие нескольких тысяч аристократов и купцов строилось на угнетении миллионов неприкаянных. При этом Некрасов не идеализировал народные массы. Никакого умиления, только вера в трудолюбие и просвещение. Так, в «Забытой деревне» он беззлобно, с грустью посмеялся над извечной надеждой некоторых на справедливого барина. Некрасов на собственном опыте понимал, что достойным человеком нас делают только просвещение, каждодневная работа над собой. К этому звал сограждан. Нам и сегодня нужно взять за правило некрасовский завет:

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницами?

Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Как не хватает нам сегодня и таких сеятелей, и таких поэтов.

***

А самое печальное, что исчезает сама вера в просвещение, вера, которой служили такие гении, как Некрасов. Исчезает она не сама по себе. Слишком могущественные силы заинтересованы в нашей деградации. Они сделали ставку на регресс. Вот уже в нашей стране, как в некрасовские времена, появились безграмотные подростки. В современных условиях алчность дельцов не может стать двигателем прогресса. Крупный капитал не привязан к «родным осинам». Народное богатство просто утекает за рубеж. Да и в некрасовские времена «хозяева жизни» — крепкие купцы. Они не строят, а разрушают, в том числе и собственную душу. Таков некрасовский Наум:

Округа вся в горсти моей;

Казна — надежней цепи:

Уж нет помещичьих крепей,

Мои остались крепи.

Судью за денежки куплю,

Умилостивлю бога…

Таковы многочисленные воротилы, чиновники, генералы из его стихотворений и поэм. Сил много, власти много, а толку мало. Некрасов показал современный ему мир не с праздничного фасада, не с парадного подъезда. Он открыл неприглядную изнанку империи. Но некоторые явления внушали поэту оптимизм. Это русская природа, проблески благородства в народном характере. И те бескорыстные подвижники (такие, как Николай Добролюбов), которых мы по праву называем предтечами Октября. Наравне с самим Некрасовым. Они умели трудиться на будущее, во имя мечты. Нам бы такую веру! Вдумаемся, можем ли мы повторить вслед за Некрасовым:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди!

А бой решит судьба…

Да, пришло время перечитывать Некрасова — и не только ради эстетического удовольствия. Он еще станет поводырем для многих! Бой продолжается.

от admin

Wordpress snowstorm powered by nksnow