40 лет назад открылся заключительный этап созванного по инициативе СССР Хельсинкского совещания

30 июля 1975 года в Хельсинки открылся заключительный этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который в результате привел к созданию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 1 августа 1975 года по итогам Совещания был принят Заключительный акт, подписанный лидерами большинства европейских стран, а также США и Канады. Советскую делегацию возглавлял Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

2

Делегация СССР на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, Финляндия – 1975 г.)

До этого в истории Европы не было прецедентов проведения международных встреч подобного масштаба. По словам премьер-министра Великобритании Г.Вильсона, совещание в Хельсинки намного превзошло «любое предыдущее европейское совещание, и легендарный Венский конгресс 1814 года и Берлинский конгресс 1878 года кажется пышным чаепитием». Документы, принятые на нем явили собой «начало новой главы в истории Европы»*

Весомая роль в созыве Совещания, становлении и развитии общеевропейского процесса по праву принадлежит нашей стране. Предложения об обеспечении коллективной безопасности в Европе Советский Союз последовательно выдвигал с середины 30-х годов ХХ века. Эффективность сотрудничества государств различных политических систем во имя единой цели позднее проявилась в связи с созданием Антигитлеровской коалиции, что подготовило предпосылки для дальнейшего взаимодействия стран-участниц и в послевоенное время. Однако с началом «холодной войны» этот процесс не получил развития.

В результате создания в 1949 году НАТО и, в качестве ответной меры – подписания в 1955 г. Варшавского Договора (ВД) европейский континент оказался разделен противостоящими друг другу мощными военно-политическими блоками, располагающими атомным оружием, что повышало степень военной конфронтации.

В этой ситуации СССР и его союзники по ВД, исходя из стремления к разрядке международной напряженности, уменьшения военной угрозы, выдвинули идею проведения общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Такое предложение было сформулировано в январе 1965 г. на заседании Политического консультативного комитета (ПКК) ВД в Варшаве. Эта инициатива получила дальнейшее развитие в декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой Бухарестским совещанием ПКК (июль 1966 г.), а также в специальном обращении ко всем европейским странам, содержащем предложение о созыве общеевропейского совещания, с которым выступили государства ВД на Будапештском совещании ПКК (март 1969 г.)

Впоследствии страны-участницы ВД сыграли ведущую роль в практической подготовке Совещания. На встречах министров иностранных дел государств Варшавского Договора в Праге (1969 г.) и в Будапеште (1970 г.) была предложена повестка дня Совещания. На пражском (1972 г.) заседании ПКК были выдвинуты основные принципы европейской безопасности, составившие в дальнейшем политическую основу Заключительного акта СБСЕ, подписанного в Хельсинки.

Успех общеевропейского совещания был в значительной мере подготовлен развитием двусторонних отношений Советского Союза с США и ведущими странами Западной Европы. Важное стабилизирующее значение имело подписание договоров СССР и ряда восточноевропейских стран с ФРГ, подтвердивших существовавшие послевоенные границы на континенте. Оздоровлению международной обстановки способствовало и заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину между СССР, США, Англией и Францией.

Хотя открыто против предложения о созыве Совещания никто из влиятельных политических деятелей Запада не выступал, эта инициатива воспринималась западными партнерами неоднозначно. Определенные сомнения на этот счет испытывали США, опасавшиеся, как бы такой форум не привел к ослаблению атлантической солидарности, снижению роли и влияния США в Европе в пользу СССР и стран ВД. Схожие опасения имелись и в других западноевропейских столицах. Практически на всех этапах переговорного процесса ими выдвигались различные оговорки, порой серьезно осложнявшие подготовку, да и само проведение общеевропейского форума. Были попытки навязывания обсуждения проблем, выходивших за рамки европейского региона, вмешательства во внутренние дела суверенных государств и т.п.

Позитивную роль в формировании общеевропейского понимания необходимости перехода к непосредственной многосторонней работе сыграли нейтральные и неприсоединившиеся страны. Так, Финляндия выразила готовность выступить организатором Совещания, а также предварительных консультативных встреч. Это предложение было принято, и в ноябре 1972 г. в местечке Отаниеми, близ Хельсинки, начались продолжавшиеся более полугода официальные консультации всех заинтересованных сторон.

На этой стадии, как, впрочем, и на последующих, инициатива вновь принадлежала странам-участницам ВД. СССР внес предложения по повестке дня совещания, Польша – о порядке его работы, Венгрия – о составе участников. В заключительных рекомендациях консультаций Совещание предлагалось провести в 3 этапа со следующей повесткой дня:

1. Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.

2. Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды.

3. Сотрудничество в гуманитарных и других областях.

4. Дальнейшие шаги после Совещания.

Одобренные правила процедуры предусматривали, что все страны участвуют в Совещании как суверенные независимые государства в условиях полного равенства с принятием решения на основе консенсуса.

На первом этапе Совещания, проходившем в Хельсинки 3-7 июля 1973 г. на уровне министров иностранных дел, государства ВД выступили с развернутыми проектами документов по всем пунктам повестки дня. От имени СССР А.А.Громыко внес проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между странами. ГДР и Венгрия выдвинули проект совместного заявления о развитии сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, а также в области защиты окружающей среды. Болгария и Польша – проект документа «Основные направления культурного развития, сотрудничества, контактов и обмена информацией». Чехословакия – проект решения о создании консультативного комитета по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Югославия предложила проект «Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами – участниками».

Ряд предложений представили и западные страны, в том числе Англия, Италия, Канада, Франция, ФРГ.

Второй этап Совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. Основная работа на этом этапе была сосредоточена в трех комиссиях – по каждому из трех первых пунктов повестки дня и в рабочей группе – по четвертому пункту повестки. Было создано также 12 подкомиссий, в каждой из которых по желанию могли принимать участие любые участники Совещания. За 2 года состоялось более 2500 заседаний рабочих органов Совещания, участники которых обсудили 4700 проектов и предложений. Состоялось множество неофициальных встреч дипломатов и экспертов.

Выработка и согласование документов на втором этапе Совещания проходило, подчас, в острой и упорной борьбе. Сказывалась атмосфера политико-идеологического противоборства. Если страны ВД стремились продвинуть дело разрядки, составить документы Совещания в духе взаимного уважения и конструктивного сотрудничества, то некоторые западные страны старались оговорить для себя односторонние преимущества, в том числе военные, превратить документы Совещания в инструмент политического давления, граничившего с вмешательством во внутренние дела.

Заключительный этап общеевропейского Совещания проходил в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 г. Это был самый представительный форум государств Европы. Среди глав делегаций 35 стран было 8 президентов, 18 премьер-министров, 6 руководителей правящих партий, три министра иностранных дел.

Совещание приняло политический документ – Заключительный Акт, в котором была воплощена коллективная договоренность по широкому кругу проблем мира, безопасности и сотрудничества в Европе.

Сердцевину документа составила Декларация принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях. Это – суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Взятые вместе, указанные принципы составляли основу мирного сосуществования государств различных политических систем.

Несмотря на первоначально неоднозначное отношение к совещанию, его итоги всеми оценивались положительно, что показали и заключительные выступления лидеров 35 стран. Заключительный Акт явился выражением общей политической воли государств-участников в том виде, в каком в то время это было возможно и достижимо в условиях существования государств с различным социальным строем. При этом в своей интерпретации хельсинкских документов участники выделяли те аспекты договоренностей, которые отвечали их пониманию обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе, а приоритеты на Западе и Востоке подчас разнились. Если СССР во главу ставил задачу прекращения гонки вооружений, достижения реальных результатов в деле разоружения, то большинство стран Запада делало акцент на «правах человека» и третьей «корзине» СБСЕ, т.е. на гуманитарном сотрудничестве.

Несмотря на отдельные трения и даже разногласия относительно смысла и направленности достигнутых договоренностей, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе стало в известном смысле кульминацией разрядки международной напряженности 70-х годов ХХ века. Оно продемонстрировало наличие возможностей и высокую эффективность объединения усилий различных государств во имя общих интересов мира и сотрудничества. Последующие встречи представителей государств-участников СБСЕ, состоявшиеся в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.) и Вене (1986-1989 гг.) постепенно сформировали «хельсинский процесс», ставший символом диалога и сотрудничества в годы второго витка холодной войны и во многом способствовавший смягчению напряженности и налаживанию многопланового сотрудничества между Востоком и Западом на рубеже 80-90-х годов. В ноябре 1990 г. главы государств-участников СБСЕ приняли парижскую Хартию для новой Европы, ознаменовавшую окончание эпохи «холодной войны». Другим важнейшим результатом парижского саммита стали решения об институционализации «хельсинского процесса», что привело к его преобразованию в 1995 г. в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), переживающую сегодня кризисное состояние. Особенностью документов и договоренностей в рамках СБСЕ/ОБСЕ является то, что они носят характер политических (а не юридических) обязательств. Однако никто не ставит их под сомнение, а десять принципов отношений между государствами, вошедшие в Заключительный акт, несмотря на неоднократные попытки поставить вопрос об их уточнении и пересмотре с учетом происшедших после окончания холодной войны изменений в мире, сохраняют свое значение и в наши дни.

По материалам сайтов mid.ru и calend.ru