К юбилею народной артистки СССР Татьяны Дорониной

По страницам газеты «Правда».

Хочется прежде всего обратить своё слово к юному поколению читателей и зрителей. Знаешь ли ты, мой младший современник, что такое встреча с искусством? Переживал ли чувство потрясения в зрительном зале театра, когда всё твоё существо оказалось перед открытием неведомого огромного мира, и ты чувствуешь в себе прилив сил недюжинных, и говоришь себе: «Я так богат, я так много могу, назначение мне в жизни, верно, высокое!» Наша Родина умеет подарить такие чувства. Их переживают люди, душа которых чувствует живую связь с родной землёй, стремится к прекрасному, готова к высоким свершениям. Они грезят о подвиге, чувствуют красоту, они постигают мир книг и знания, и им знакомы такие имена, как А.Н. Островский, У. Шекспир, М. Глинка, П. Чайковский, М. Щепкин, М. Ермолова, К. Станиславский, А. Чехов, Вл.И. Немирович-Данченко, М. Горький, М. Мусоргский, Ф. Шаляпин, Г. Уланова, Н. Нежданова… Этим людям доверены тайны созидания, они умеют творить добро, способное обогатить тебя, научить, как стать человечнее, выше, лучше.

Таким творцом в наш век, в годы расцвета Советской власти, стала Татьяна Васильевна Доронина.

РОЖДЁННАЯ в Ленинграде, она в раннем детстве узнала тяжёлый хлеб Великой Отечественной войны — в эвакуации, в северной русской деревне. И тогда же остро ощутила кровную связь со своим народом, поняла, что означает труд крестьянский с его тяготами и благородством.

«Тётя Лиза с утра до ночи работает на скотном дворе дояркой, принимает телят, ухаживает за ними, а дома — трое маленьких детей, которых надо накормить и обогреть, да ещё накормить всю животину». Это строки из её «Дневника актрисы», плод глубоких раздумий о жизни в годы становления будущего великого деятеля русского искусства Татьяны Дорониной.

Она рано научилась думать, сумела понять главное в жизни, услышать и осознать силу и могущество русского Слова. «Спасибо тебе, тётя Лизавета-младшая, свет твоей многострадальной души, твоей доброты, твоей щедрости — самое красивое и вечное, что стало доступно моему пониманию там, в твоей избе в деревне Попково», — написала Доронина, когда долгими вечерами, доверяясь страницам дневника, старалась осмыслить свой путь русской актрисы.

Она очень рано почувствовала магию искусства, полюбила стихи и уже первоклассницей, закутанная в мамин платок, читала со сцены деревенского клуба усталым, измученным людям, в промороженном, пропахшем махоркой зале, фронтовую поэму Константина Симонова «Сын артиллериста»: «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…» Первая серьёзная встреча с искусством определила её судьбу (так бывает у людей впечатлительных, талантливых). Она посмотрела кинофильм «Золушка» и «заболела», тем более что покорившая её актриса Жеймо жила, как неожиданно оказалось, в одном доме с родной её тётей. Вдруг путь в мир искусства показался реальным. И она отважилась поступать в театральное училище, ещё учась в 8-м классе. И поступила! Конечно, её отправили доучиваться в школе, но через два года она снова поступала во все театральные вузы столицы — и снова победа! А вскоре актриса, воспитанная Школой-студией МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко, вышла в большую творческую жизнь.

СЕГОДНЯ картина становления мастера перед нами: какой ни возьми кинофильм, где играет Татьяна Васильевна Доронина, — «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе», «Ольга Сергеевна», «Живи и помни» — всюду мы встречаемся с женскими образами удивительной нравственной высоты и богатства. Проходят годы, но сила воздействия этих образов на новых и новых зрителей не ослабевает. В чём секрет этого воздействия? Да в том, что они — отражение жизненной правды человека России, что в них, в её героинях, живут характеры, вобравшие в себя душевное богатство её ярославских крестьянских предков.

По правде сказать, перечень фильмов с Дорониной невелик, есть масса артистов, у которых киносудьба — 100 и больше ролей, да и вообще, по большому счёту она — театральная актриса, кино — не главная часть её жизни. Но, во-первых, всё, что делает Татьяна Доронина в сфере искусства, — работы высочайшей пробы; во-вторых, в какой бы кинокартине она ни играла, за её спиной высится массив русского театра с его глубинами и пониманием жизни в искусстве. А здесь народная артистка СССР Татьяна Доронина — поистине ас!

Ныне каждая роль, созданная актрисой на театральных подмостках, — достояние учебников по искусству театра, настолько образы её уникальны, так глубоко наполнение их мастерством и силой эмоционального воздействия. Уже первая работа актрисы — роль Женьки Шульженко в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола выдвинула её в число выдающихся молодых художников. А творческий союз с Георгием Александровичем Товстоноговым в Большом драматическом театре Ленинграда — знаменитом БДТ, где мастером была создана уникальная театральная труппа, — явление, редчайшее даже в русской театральной классической школе.

Каждая работа Татьяны Дорониной на сцене БДТ — шедевр, вошедший в анналы мирового театра: Надежда Монахова («Варвары» М. Горького), Лиза («Горе от ума» А. Грибоедова), Маша («Три сестры» А. Чехова), Лушка («Поднятая целина» М. Шолохова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф. Достоевского)… Доронина гордится партнёрами, с кем довелось ей играть на сцене этого театра, с нежностью называет их имена: И. Смоктуновский, К. Лавров, Е. Лебедев, П. Луспекаев, О. Борисов, Е. Копелян, В. Стржельчик, О. Басилашвили.

В 1967 году, к полувековой годовщине Великого Октября, был выпущен юбилейный альбом, где представлены крупнейшие актёрские дарования нашей страны — лучшие достижения советского искусства. Наряду с корифеями советской сцены заметное место в нём было отведено работам молодой Т. Дорониной. «Все знали, что на сцене БДТ играет актриса, талант которой огромен и неоспорим. Всё, что она играла у Товстоногова, вызывало восхищение» — так написал в своей книге «Звёзды трудной судьбы» известный театровед Виталий Вульф.

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ годы ХХ века покорили мир взлётом театрального искусства в Советском Союзе. Блистательно показали своё мастерство многие театральные художники страны. Гастроли в Москве, к примеру, театральных коллективов Ленинграда, конкретно того же Большого драматического, воспринимались публикой как торжество высочайших достижений. Замечательно работали и московские театры, например классический Малый с его когортой «стариков»: Яблочкина, Турчанинова, Рыжовы, Пашенная, Ильинский, Гоголева, Жаров, Бабочкин, Анненков… Любимы зрителями были Центральный академический театр Советской Армии, МХАТ СССР им. М. Горького, Театр им. Вахтангова, Театр имени Вл. Маяковского… Бывало, что спектакли шли под охраной конной милиции — настолько велик был наплыв публики!

Её привлекала Татьяна Доронина, актриса неземной красоты и редкостного обаяния. В эту пору она кружила головы зрителей, играя на сцене Театра имени Вл. Маяковского (покинув БДТ по причине личного свойства). Можно утверждать, что такого проявления могущества дарования драматической актрисы, как у Дорониной, и поныне не показал никто. Незабываемы её Мария Стюарт параллельно с Елизаветой в одном спектакле Андрея Гончарова «Да здравствует королева, виват!» и Альдонса в постановке того же А. Гончарова «Человек из Ламанчи». Эти спектакли приводили публику в восторг. Торжество красоты и грации, невероятный темперамент, совершенное артистическое мастерство — Татьяна Доронина была безукоризненно прекрасной.

Да, колоссальный успех налицо, и внешне её жизнь могла показаться просто великолепной. Однако вскоре начались и серьёзные проблемы. Недаром мудрый Георгий Александрович Товстоногов, с трудом отпуская любимую актрису из Ленинграда в Москву, предупреждал: «Вы будете ходить по лезвиям ножей». Тогда ей не верилось, но оказалось-то истинной правдой. Она металась между театрами: МХАТ СССР сменила на Театр имени Вл. Маяковского, затем снова вернулась во МХАТ, который к этому времени возглавил народный артист СССР О.Н. Ефремов.

Творческая атмосфера, сложившаяся при нём в театре, не удовлетворяла Доронину. Как мастер высоких художественных и нравственных запросов, она ждала серьёзной интеллектуальной работы. Её не было. Сторонник кардинальных «обновлений» театра, Ефремов тасовал репертуар, наводняя его пьесами сомнительного свойства. Тягучая волна пошлости заливала сценические площадки МХАТ, чего многие, казалось, не замечали. Она — страдала.

Ефремов требовал категорического сокращения разросшейся мхатовской труппы, видя в этом прорыв к обновлению. А это означало гибель многих и многих актёров, что потом и произошло. Театр сотрясали нервные собрания, как выяснилось — бесполезные. И вот когда на прямой вопрос: «Куда пойдут остальные мхатовские актёры, которых он не берёт на историческую сцену в Камергерский переулок?» Ефремов ответил: «Не знаю! Да хоть в клуб «Каучук»!», Доронина приняла для себя окончательное решение: она остаётся с отвергнутыми.

ЭТО ГРУСТНАЯ история. До сего дня это — тяжёлый, ядовитый груз в судьбе великого русского Художественного театра, основанного гением русской культуры К.С. Станиславским и его соратниками с Вл. И. Немировичем-Данченко во главе. Работая в коллективе МХАТ, Татьяна Васильевна очень дружила с народным артистом СССР Б.Н. Ливановым. Именно в его спектакле «Братья Карамазовы» она играла роль Грушеньки, а главное — полностью согласна была с тревожными мыслями Б.Н. Ливанова о судьбе МХАТ, за будущее которого он боролся отчаянно. Как и другие ученики К.С. Станиславского, он считал, что разделение МХАТ СССР на две части — это шаг к уничтожению русского реалистического театра!

Но МХАТ им. М. Горького разделили. Как не устаёт объяснять Т.В. Доронина, «Министерство культуры СССР это разделение оформило — разрезали театр по живому, операция была произведена без наркоза. Страшно, бесчеловечно расправились с уникальным русским театром, и никто ещё не представил список погибших в результате этого разделения. А этот список русских актёров велик. Умерли самые талантливые, самые совестливые и остро чувствующие художники. Надо признать, однако, что и О.Н. Ефремову это разделение на пользу не пошло. Я уважаю его как актёра. Но всё, что касается разделения МХАТ, — это не лучшее проявление Ефремова. Мне хотелось бы думать, что он это осознал, понял, наконец, что разрушение единого организма МХАТ — это начало уничтожения отечественной культуры».

Первого октября 1987 года Министерством культуры СССР решение о разделении МХАТ СССР им. М. Горького на две половины было осуществлено. Одной половиной продолжал руководить О.Н. Ефремов, другую, куда вошли старейшие актёры, отвергнутые Ефремовым, возглавила художественный руководитель — директор, народная артистка СССР Т.В. Доронина, накануне единогласно избранная лидером этой части труппы.

Она начала свою борьбу за русский реалистический театр. С чего? Надо только вообразить, что по указанию Ефремова за одну ночь было вывезено оформление всех лучших спектаклей театра. Наутро, когда собрались в здании на Тверском бульваре, 22, фойе производило ужасающее впечатление: обрывки тряпок и бумаг, обломки декораций и реквизита, мёртвая гнетущая пустота…

Предстояло заново создавать репертуар. Собрав все внутренние силы, Татьяна Васильевна с головой ушла в работу. Первое, что сама решила осуществить, — это постановка на основе режиссёрских тетрадей К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко их легендарного спектакля по пьесе М. Горького «На дне». Она опиралась и на свой личный, приобретённый опыт режиссёрской работы: во время служения в Театре имени Вл. Маяковского окончила режиссёрские курсы.

Уже через месяц (!), 3 ноября 1987 года, состоялась премьера первого, ставшего тоже легендарным спектакля. Многие артисты МХАТ им. М. Горького помнят этот фантастический вечер. Народный артист России А.Е. Ливанов, игравший в этом спектакле Барона, вспоминает, как переполненные волнением артисты стояли «на поклонах» и по лицам каждого рекой катились слёзы блаженства. МЫ ПОБЕДИЛИ! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! — стучало в головах участников спектакля. Зрители также были возбуждены, и все были по-настоящему счастливы.

Творческая удача? Победа? Да, да, конечно. И всё же это было нечто большее — это было торжество духа людей вдохновенных! Людей, сотворивших чудо! Сама Доронина играла в этом спектакле роль Насти, и все артисты будто слились в единое целое. Было очевидно, что театр — состоялся.

Но один спектакль всё-таки лишь начало. И Доронина принимается за следующую работу: теперь, вслед за Горьким, необходим чеховский спектакль. Конечно, она избирает «Три сестры» — одну из своих любимейших пьес. Снова сама принимается за режиссуру. Боялась ли она, что может не получиться? Боялась. Но сила убеждённости в необходимости восстановления русского театра, который она беззаветно любила, которому отдалась навеки, вступив однажды в этот Храм искусства, была сильнее всего. Она верила в себя. Она умела работать одержимо, самозабвенно. И вера не подвела её.

Вместе с народным артистом СССР Л.И. Губановым 24 декабря 1987 года они выпускают новую премьеру — «Три сестры» А.П. Чехова. И снова на мхатовской сцене оживает легендарный спектакль. Он особенно помнился людям невероятным успехом постановки Вл.И. Немировича-Данченко 1940 года. Его дух, его нежнейшая атмосфера, которые тогда, во времена первой премьеры, потрясали публику, словно жили в кулисах театра. Одни декорации талантливейшего В.В. Дмитриева уже завораживали зрителей.

Словом, опять победа! Победа творчески одержимых людей, заряженных на свет и добро.

Но надо отметить и вот что. Доронина в самом начале обратилась к ряду выдающихся режиссёров страны, пригласив их поставить спектакли в руководимом ею театре. И каждый из них подвергся беспрецедентному давлению: «Не сметь помогать Дорониной! Пойдёшь? Сломаем карьеру. Закроем все выезды за границу. Ославим, наконец!» И многие не выдержали — отказались. Доронина тяжело переживала эти отказы, она понимала: её искусственно помещают в условия бойкота, а значит — пытаются лишить возможности плодотворно работать.

Об устроенной травле без вины виноватой актрисы подробно написал в своей книге народный артист СССР С.В. Данченко. Он по её приглашению приехал в Москву из Киева и поставил на мхатовской сцене изумительный спектакль по чеховской пьесе «Вишнёвый сад» с Т.В. Дорониной в роли Раневской. Этот спектакль стал украшением театрального поля России на многие годы! Так проникновенно звучала в нём неподражаемая чеховская интонация, так прекрасна была атмосфера духовной высоты и нравственной чистоты.

Тридцать лет отдала Доронина образу Раневской с её восхитительным женским обаянием, с её преданностью и любовью к русской земле и её людям. Спектакль вышел 9 декабря 1988 года.

Можно сказать, что два приглашённых режиссёра — С.В. Данченко и Р.Г. Виктюк (он ставил спектакль «Старая актриса на роль жены Достоевского», который до сих пор в репертуаре Дорониной) — проявили тогда мужество и пренебрегли угрозами карателей актрисы.

А как же тяжело пришлось расплачиваться Дорониной за те победы! Однажды она не выдержала и рассказала публично, с какими чувствами живёт, что испытывает под прессом травли, объявленной ей ненавистниками России. Становилось всё очевидней, что великий театр разрушен не случайно, кому-то очень хотелось убить русский театр навсегда. Её избрали козлом отпущения. Она уже хорошо понимала это. Но сдаваться не собиралась.

«Мне видится, — рассказала она, — что я иду по Тверскому бульвару и на меня бросается банда, она сбивает меня с ног, я падаю, они избивают меня ногами… А мимо идут люди, знакомые люди, они меня знают, но никто, никто не поможет мне, все в страхе проходят мимо…»

ТЕАТР — великое изобретение человечества по степени и силе воздействия на человека. Соединение драмы, музыки, живописи, влияния слова, то есть всё, что заключено в понятии театр, производит исключительное впечатление. Театр может сделать много хорошего. Но есть и другая его сторона — в руках зла он может разрушать человека. Как опытный, умный, много думающий о природе искусства художник, Доронина понимала это. Как человек-созидатель — не могла допустить злой воли в театре. И, исходя из природы своего дарования, чувствовала: ей назначено отстоять русский реалистический театр, его культуру, его духовную высоту!

В личности Татьяны Дорониной счастливо соединились сила ума и ясность, высота души. И сила большой, преданной любви к Отчизне, характер стойкий и волевой. Без опоры на мудрую гуманистическую идею никакое нужное людям здание не построишь, это тоже знала Доронина. Тем более — здание театра. Вот почему она избрала, как в своё время К.С. Станиславский М. Горького, выдающегося русского писателя Валентина Распутина творческим ориентиром МХАТ им. М. Горького. Ей очень помогало его надёжное плечо.

Уже первые два года её руководства театром показали, и это отразила критика, что выбранное ею направление, по которому идёт театр, даёт живительный результат. А в этом велика была роль творчества и личности Валентина Распутина.

Доронина приглашает Андрея Борисова, талантливого режиссёра из Сибири, лауреата Государственной премии СССР, и 29 декабря 1988 года МХАТ им. М. Горького выпускает премьеру спектакля «Прощание с Матёрой», в основание которого легла повесть В. Распутина, рассказавшая о людях глубинной России, своей преданностью и философией жизни, духовной мощью и силой любви отстоявших достоинство Родины в годы холодной и голодной поры военного лихолетья. С глубочайшим волнением воспринимали спектакль зрители.

А позднее появятся на мхатовской сцене и «Деньги для Марии» — тоже пронзительная постановка по Распутину.

Сегодня в репертуаре МХАТ им. М. Горького более 50 названий спектаклей. Здесь русская и зарубежная классика, здесь произведения современных драматургов — МХАТ традиционно театр современных проблем. Всё достойное новое — на сцене МХАТ, и, конечно, лидер современной драматургии Юрий Поляков. Не остались без внимания театра и лучшие советские драматурги: Арбузов, Шварц, Симонов, Розов. А поставленный Дорониной спектакль по гениальному творению Александра Твардовского «Тёркин — жив, и будет!» — впечатляющее выражение и вознесение священной памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне.

Как личность Татьяна Доронина чрезвычайно богата знаниями литературы, которую всей душой любит, более того — очень тонко чувствует её глубинные течения. Так, она уловила особенность народного видения в творчестве любимого ею Михаила Булгакова. Её постижение его творчества, мудрость проникновения в суть произведений выдающегося писателя достойны особого подхода. Ярчайшая писательская индивидуальность, юмористический талант и в то же время лиризм и сила любви к русским характерам — всё это раскрыто в спектаклях Дорониной с глубочайшим постижением, с редкостной тонкостью и большой силой. Ведь она обратилась к булгаковскому творчеству с самого начала, как только приступила к руководству театром, а затем, без преувеличения можно сказать, ею создана целая собственная Булгакиана.

Судите сами. Уже 9 июня 1988 года — на мхатовской сцене премьера спектакля «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, в основе которого инсценировка М.А. Булгакова, подготовленная писателем ещё для К.С. Станиславского. Следом Доронина в своей режиссуре выпускает 24 июня 1988 года спектакль «Зойкина квартира», где сама играет главную роль — Зои Пельц. Потом в её же постановке появятся искромётный «Полоумный Журден», глубоко драматичная «Белая гвардия», «Комедианты господина…» о Мольере.

Громким событием в театральной жизни столицы и даже всей нашей страны стало появление на мхатовской сцене романа «Мастер и Маргарита» в театральном воплощении большого друга МХАТ им. М. Горького, мастера редкого режиссёрского дарования Валерия Беляковича. Его роднил с Т.В. Дорониной плодотворнейший творческий союз, они очень нежно относились друг к другу, глубоко уважая взаимную одарённость. Безвременная кончина Валерия Романовича Беляковича — не просто невосполнимая утрата, это непроходящая боль театра, в анналах которого бережно хранятся более 15 талантливейших работ мастера, многие из которых украшают репертуар и сегодня.

ЖИЗНЬЮ руководимого ею театра Татьяна Васильевна Доронина живёт 30 лет, отданных совершенствованию его и восхождению к новым высотам русского реалистического искусства. Она воспитала истинно профессиональную, самоотверженно работающую, дружную, заряженную на творчество труппу, имеющую в своём составе целую плеяду ярких молодых дарований. Мхатовская труппа — это действенный коллектив художников, хорошо осознающий своё назначение в искусстве: приносить людям высокую радость духовного обогащения. Татьяна Доронина — не только идейный лидер дела исключительной важности, дела сохранения и умножения завоеваний русского национального искусства. Она как большой художник даёт потрясающий пример служения реалистическому театру, самоотверженности и жертвенности этого служения. И сегодня великая русская актриса, великий деятель отечественного театра Татьяна Доронина по-прежнему на сцене, и каждый её спектакль — неизменный пример испепеляющей творческой отдачи, образец любви и преданности искусству своей Родины.

Вот и 15 сентября МХАТ им. М. Горького откроет новый, юбилейный сезон 120-летия со дня рождения Московского художественного общедоступного театра, по традиции, пьесой М. Горького «Васса Железнова». В заглавной роли — народная артистка СССР Т.В. Доронина, у которой 12 сентября и её личный юбилей. Это — настоящий праздник для миллионов любящих её соотечественников.